Конец якутской зимовки Ховера: попали под КАМАЗ, в остальном — все высший класс!
По статистике, большая часть вседорожников никогда не слезает с городского асфальта. Но редакционным полноприводникам везет меньше: они попадают в руки Владимира Попова, который тестирует их в жестких условиях Крайнего Севера. Renault Duster и УАЗ Патриот под его управлением намотали на зимниках республики Саха по 40 тысяч километров и вернулись с севера выжатыми как лимон. На днях завершились испытания и для Great Wall. На его одометре больше 86 000 км. Каково же техническое состояние автомобиля после зимовки в Якутии?
C'est la vie
8 апреля, Томпонский район, 152-й километр трассы «Яна», подъем на перевал «Большой Ольчан», 9 вечера. Обычно если на стоянке перед узким затяжным подъемом стоит колонна грузовиков, это значит, что впереди встречный транспорт и нужно подождать своей очереди. Но в тот день внизу было пусто — стало быть, и дорога свободна. Следует заметить, что Duster и Patriot были оборудованы рацией, по которой я оперативно узнавал о встречной колонне и заранее парковался на какой-нибудь просторной площадке. Но на Hover поставить переговорное устройство я не удосужился.
Пока делали кадры на вершине перевала и приносили дань Святому Духу горы, окончательно стемнело. Примерно на середине спуска показался свет фар — навстречу поднимался КАМАЗ. Сдав назад до специального кармашка слева размером примерно 7х12 м (справа пропасть), пропустили транспорт, имеющий преимущество проезда. Места справа было достаточно, и автопоезд спокойно проехал. Только продолжили было спуск, как навстречу едет еще один. Снова назад в тот же кармашек. Но этот грузовик начал подъезжать, взяв слишком близко к нашему борту. Я включил фары (до этого горели габариты), чтобы водитель проконтролировал свой боковой интервал. Не помогло. Скрежет, удар, хруст пластмассы... КАМАЗ своим прицепом (едущим боком из-за чуть смещенной задней оси) повредил обе двери, зеркало, заднее крыло и некоторые элементы декора. Звука на видео нет, но наши реплики были примерно следующими: «Это возмутительно!», «Почему уважаемый водитель грузовика не смотрит в зеркала заднего вида?», «Я глубоко поражен тем, что он даже не остановился!».
Фото сразу после ДТП. Не самый удачный кадр, конечно, но здесь хотя бы видны следы от первого КАМАЗа в нижнем левом углу, что дает некоторое представление о ширине дороги
Первый удар приняло на себя зеркало
Передняя дверь немного провисла
Слетел декоративный молдинг и откололся кусочек задней блок-фары. Щедро заправленные герметиком пистоны — еще один косвенный признак хорошей сборки
На рейлинге также остались царапины от крепления поперечин
КАМАЗ догнали, остановили, оформили извещение сами, так как в горах никакой сотовой связи или пункта полиции нет. Кстати, у водителя не оказалось категории Е. Позже мы обратились в ГИБДД Томпонского района. Там выписали только справку о ДТП. А разбираться в происшествии и выяснять, кто виноват, не стали. К счастью, машина застрахована по каско и даже если виновником признают меня, компания «АльфаСтрахование» должна возместить ремонт. Однако со страховой тоже не все так просто. Филиала «Альфы» в Магадане по указанному адресу (Гагарина, 12) я не нашел, хотя в колл-центре упорно утверждали, что он там есть. В Якутск уже не попаду, так как ледовая переправа давно закрыта, и река вот-вот вскроется. Буду обращаться в филиал во Владивостоке, тем более выгодоприобретатель живет там. Если откажут по причине исхода срока давности, придется оплачивать ремонт из своего кармана. «Се ля ви!», как коротко, но емко резюмировала ситуацию Натнада.
Временно прикрученное зеркало от «Патриота» встало как родное, но идиллия длилась недолго. Через пару дней отражающий элемент оформил развод с корпусом. Причина бытовая — недостаток клея. Половина запчастей в Якутии — низкокачественная подделка
«Весна опять пришла, и лучики тепла...»
Натнада Маршал, Якоб Соболь и Искандер Иванов — фотографы. Они обратились в местную турфирму, чтобы прокатиться из Якутска до Магадана по знаменитой «дороге на костях». По этому маршруту обычно едут репортажники, натуралисты или хипстеры, охотящиеся за постапокалиптическими пейзажами (которых на трассе «Колыма» хватает с избытком). Однако мои нынешние пассажиры оказались художниками-портретистами. Они больше интересовались жителями, хотя снимали и попадавшиеся по пути здания, и окружающую природу.
Когда начались горы, затворы фотоаппаратов защелкали безостановочно. Туристы останавливали машину каждые 500 м. В результате в Усть-Неру приехали лишь в 5 утра
А поглядеть действительно было на что. К сожалению, даже последнее достижение японской фототехники не способно передать всю мощь и магию Верхоянских гор
Время собирать камни. Я, как типичный россиянин, спокойно проезжал мимо валунов, лежащих посреди дороги. Якоб, как типичный европеец, просил остановить машину и их убирал
Растаявшая трасса стала настоящим испытанием для креплений бампера и порогов
— Почему на горных дорогах нигде нет заграждений? Ведь это так опасно! — вдруг перебила меня Нат.
— Наверное, потому что это дорого, — ответил я первое, что пришло в голову.
— Но неужели несколько кусков алюминия дороже человеческих жизней? — продолжила она свой допрос. В ее голосе добавились нотки недоумения.
Я не нашел, что ей ответить. Наш разговор как-то не сложился, и далее мы ехали в тишине, погрузившись каждый в свои думы
Несмотря на отсутствие боковых барьеров, местные «буханки» несутся по серпантинам, совсем не снижая скорости
Трасса «Колыма» изобилует колеями, ямами и выбоинами, заставляя смещаться то влево, то вправо по всей ширине трассы. Иностранцы совершенно резонно спросили, почему в России все водители едут по встречной. Я попытался объяснить, что у нас существует такая поговорка, мол, хорошо там, где нас нет. У соседа всегда и трава зеленее, и солнце ярче, и дорога ровнее. Но, кажется, зарубежные гости все равно меня не поняли
В своих отчетах о путешествиях я стараюсь не упоминать обо всех трудностях, встреченных на пути. (Нытиков и плакс и так везде хватает.) Из-за этого кому-то может показаться, что в Якутии добраться из пункта А в пункт Б очень просто. Но, к сожалению, это не всегда так. Когда посреди тундры отказывает техника либо попадаешь в снежную метель, или пристает подвыпившая местная молодежь, либо в дверь гостиницы ломятся сотрудники ФСБ, или, например, прокалываешь три колеса автомобиля подряд, а до ближайшего шиномонтажа 300 км, я повторяю одну фразу: «Никто не говорил, что будет легко. Ты сам выбрал это», — и на душе сразу становится как-то легче
Движение на трассе «Колыма» в последнее время заметно оживилось, но о культуре вождения, взаимовыручке, кажется, позабыли даже некоторые водители большегрузов
Любой среднестатистический поселок Якутии — рай для зарубежных блогеров. Ведь никакие Колизеи и Эйфелевы башни не соберут столько лайков и репостов, как затопленные автомобили и ледяные фонтаны
— Кабриолет, — воскликнула Нат. — Не кабриолет, а пикап, — поправил ее Якоб
На трассе «Яна» все еще властвует зима, а на «Колыме» по местным меркам почти лето
Проспект Ленина в Магадане раньше назывался Колымским шоссе, и он плавно перетекал в трассу. Поэтому местные в шутку говорили, что это самая длинная улица в мире — более 2000 км
Может быть, я выдаю желаемое за действительное и мне просто повезло, или, возможно, подействовали наклейки drom.ru, но в этом неохраняемом дворике в Магадане машина спокойно ночевала почти неделю. А через какое время украли бы запаску с багажника в вашем городе? В Якутске, например, Suzuki Escudo моего соседа успели посадить на кирпичи, пока тот прогревал мотор с автозапуска
Магадан. Перекресток улиц Ленина и Карла Маркса является нерегулируемым. Но впереди стоящие светофоры ввели меня в заблуждение, из-за чего, увидев запрещающий свет, я автоматически нажал на педаль тормоза. Когда стоявшие позади машины стали меня объезжать и уходить налево на красный, это вызвало удивление. Но еще более удивила реакция водителей: никаких возмущенных сигналов в спину, никаких указательных пальцев у виска. Лишь один водитель, чуть притормозив, бросил грозный взгляд в нашу сторону. И то в его глазах было скорее любопытство, чем ненависть или злоба
По пути в Магадан машина стала дергаться на малых оборотах. Пропала тяга, ощутимо повысился расход топлива. Виновников нашли быстро — ими оказались некачественные свечи, заказанные в интернет-магазине. Выкрученные, они выглядели так, будто их не меняли с самого конвейера, хотя пробег составлял всего три с половиной тысячи километров. Прикрутил запасные, оставшиеся после ТО-80
Замена свечей дала лишь временный эффект. В городе мотор работал без нареканий, но стоило выехать на трассу, и машина снова «зачихала». А потом и мотор вовсе затроил — наконечник третьего цилиндра просто выбило со свечи. Объехав все крупные автомагазины Магадана, подходящих высоковольтных проводов я не нашел. Извечный вопрос: что делать? Тут-то я и вспомнил об Андрее Щербакове, более известном под ником xoxol_mgdn, с которым случайно встретился за день до этого возле подъезда хостела. Через 10 минут после звонка мы с ним уже ехали на авторазбор. Там быстро нашли несколько подходящих проводов, но ни один по разъему не подходил к катушке (у Ховера она единая). Искра надежды вновь потухла в свечах зажигания. Я уже начал обдумывать вариант отправки Ховера по морю во Владивосток. Но шустрые магаданские парни нашли, на мой взгляд, гениальное решение: они просто подогнали лепестки пассатижами под размер гнезда катушки. Браво!
Огромное спасибо Андрею и его находчивым друзьям! Благодаря таким людям, как они, у иностранцев создается очень хорошее мнение обо всех людях Дальнего Востока, а может, и всей России!
Магадан. Наконец-то из маленькой точки на карте он превратился в реальность
Про поездку в «солнечный» Магадан скопилось столько материала, что неплохо бы сделать отдельный пост. Кстати, солнечным Магадан называют из-за одноименного поселка-спутника. На географической карте названия населенных пунктов располагались на одной строке. Вот отсюда и пошло название Солнечный Магадан.
ТО–80. Итоги
Меня часто спрашивают, купил бы я себе Ховера. Я отвечаю — да, не задумываясь. В ноутбуке сохранился черновик первого поста в блоге Hover. Вот что я, наверное, возомнив себя каким-то суперавтоэкспертом, хотел тогда написать: «Great Wall не хватает эдакого задора, изюминки или, если хотите, перчинки, делающей машину не только правильной, но и жизнерадостной. Совсем как с девушками: пытаешься установить дружеский контакт, а она остается отстраненно вежливой и от этого холодновато-скучной...».
Если проводить подобные аналогии сейчас, то я, скорее всего, сказал бы так: «Человек, не избалованный покорностью юных японок, не познавший страсть молодых немок, измученный капризами отечественных красоток, по достоинству оценит простой и честный характер скромной китаянки. Полюбить ее, может, и не получится, но долгосрочные деловые отношения построите точно».
Кстати, еще один немаловажный, с точки зрения холостяка, плюс — респектабельный внешний вид автомобиля. Социальный статус водителя Great Wall воспринимается девушками значительно выше, нежели сидящего за рулем UAZ Patriot или Renault Duster.
Гармоничный силуэт скрывает довольно высокий пол. Из-за этого в салон попасть непросто. Поручни и подножки были бы очень кстати пожилым людям. Но если вы все-таки вскарабкаетесь, обнаружите вполне себе легковой интерьер — добротная отделка, разумное оснащение, неплохой акустический комфорт. «Сверчки» в салоне не завелись, лишь пятая дверь побрякивает иногда. Во втором ряду поскромнее, потеснее и холоднее. Зимой у слишком легко одетых пассажиров могут замерзнуть ноги.
Климат-контроль скорее для галочки. Выставлять температуру и распределение воздушных потоков лучше вручную. Но даже в таком режиме на +18 сопло будет продолжать плавить подошву правого ботинка водителя. Зато зимой он отлично справляется со своей задачей. По крайней мере, в первом ряду.
Греет душу и расход топлива. 13 л/100 км для якутской зимы, когда двигатель молотит по 8 часов на холостых, поверьте, это немного.
В первое время двигателя не хватало. К тому же мотор не очень дружил с растянутыми передачами КПП. Восточная мудрость гласит: если не можешь изменить мотор, измени к нему отношение. И будет тогда все по фэн-шую. Главное, не пересаживаться за руль более мощных авто.
К весне окончательно просела корма. Не помогают даже межвитковые проставки. Сказалась постоянная езда с грузом на дальние расстояния. УАЗ в свое время потребовал замены амортизаторов, а на Duster помимо стоек заменили еще и правый задний ступичный подшипник.
Если не считать пробоев до ограничителей, подвеска молчит, как партизан, стойко терпя все издевательства и пытки. Не все автомобили проявляют подобные чудеса выживания. Шевроле Нива соседа, например, лязгает на всю округу на растаявшем асфальте, высказывая все, что думает о дорогах Якутии.
Замеченный еще зимой небольшой люфт в наконечниках рулевой тяги пока не прогрессирует. Чуть увеличилась задумчивость тормозов.
Куда бы вы ни поехали, где бы ни остановились, даже покрытая слоем грязи машина соберет вокруг себя толпу скучающих автомобилистов. Начинается разговор всегда одинаково: «Простите, это что за машина? Новый Ссанг-Енг?». Далее беседа плавно перетечет в дискуссию о плюсах и минусах автомобилей из Поднебесной, потом получит капельку похвалы и восхищения сам китайский народ, потом непременно вспомнится добрым словом отечественный автопром... в общем, если вовремя не уехать, разговор может затянуться надолго
Высокая стоимость владения (12 руб./км) обусловлена коротким межсервисным интервалом с частой заменой техжидкостей. К тому же нормочасы в Якутии — одни из самых дорогих в ДВФО.
По нашей просьбе автомеханики оценили трудоемкость обслуживания по пятибалльной шкале и прокомментировали каждый пункт.
Замена масла в двигателе. 4.0
«+» Хороший доступ к масляному фильтру.
«–» Надо снимать защиту.
Замена воздушного фильтра 5.0
«+» Не нужен инструмент.
«–» Нет.
Замена свечей зажигания 3.5
«–» Для доступа к третьему цилиндру нужно снимать впускной воздуховод.
«+» Отличный доступ к остальным свечам. Наконечники без резьбовых крепежей.
Замена ремня ГРМ 4.0
«+» Простор, обеспечивающий удобство работ.
«–» Нужен специнструмент для подтяжки ремня.
Замена топливного фильтра. 4.5
«+» Расположен вне топливного бака. Дорожного просвета хватает для замены в полевых условиях.
«–» Нет.
Замена ремней навесных агрегатов (*пока не проводилась)
«+» Простор между двигателем и радиатором. Отдельно стоящий электровентилятор охлаждения.
«–» Подтяжка трех ремней требует терпения.
Замена ОЖ. 4.0
«+» Наличие сливной пробки.
«–» Доступ к ней слегка затруднен.
Замена масла в МКПП, РК и редукторах 3.5
«–» Нет пресс-масленок в крестовинах карданов. Неудобен доступ к заливной горловине переднего редуктора.
«+» С заливкой масла в остальных элементах трансмиссии затруднений нет.
Замена тормозных колодок. 4.0
«+» Задние тормоза тоже дисковые.
«–» Нужен специнструмент для сжатия поршня суппорта.
Замена салонного фильтра. 3.5
«+» Из инструментов нужен только ключ на «8».
«–» Нужно снимать перчаточный ящик.
Замена ламп 3.5
«+» Лампы перегорают так часто, что я уже научился менять их вслепую.
«–» Неудобный доступ к лампам правой передней фары. Тугая фиксация ламп ближнего света.
При прохождении ТО-70 нам, оказывается, поставили недостаточно длинные амортизаторы. В первом же дальнем рейсе они по очереди сорвались с верхних креплений. К счастью, техцентр «Автогруппа» заменил их на KYB по собственной гарантии
Выставляя углы установки колес, мастера обнаружили небольшой люфт в переднем правом колесе. Обошлось малой кровью — регулировкой ступичного подшипника. Схождение выставили, а развал остался в красной зоне. Из-за приподнятых торсионов не помогло даже выкручивание эксцентриков до максимума
Некоторые пассажиры искренне считают, что если от души потянуть за ручку, то откроется любая дверь. Даже запертая
К весне задние пружины окончательно сдулись и легли на отбойники
Защита картера, несмотря на кажущуюся узкость, заодно неплохо сдерживает брызги воды и грязи, летящие из-под колес. Благодаря этому приводные ремни пока целые. А вот выжимной подшипник сцепления после преодоления нескольких бродов уже засверчал. Надеюсь, до следующего ТО его хватит
Помнится, зимой я хвалил аэродинамику, не позволяющую снежным потокам оседать на корме кузова. Однако первая же весенняя слякоть заставила взять свои слова обратно
Ховер. Спасибо, что живой!
Когда долгое время ездишь на одной и той же машине, трудно сохранять объективность. Ты уже приспосабливаешься к эргономическим недочетам и начинаешь закрывать глаза на многие минусы. Сиденье неудобно? А ты подложи подушку под спинку. Высоковольтные вышли из строя? Так это вина бракованных свечей. Сцепление? После приморских сопок любой диск долго не ходит...
Вот и про Ховрюшу ничего плохого я сказать не могу. В зимнюю стужу, в весеннюю слякоть верой и правдой прослужил он мне, проехав бескрайнюю Якутию вдоль и поперек.
Ежедневные резкие перепады температур, с амплитудой, доходящей до 60 градусов (+10°С в гараже, -52°С на улице); по 6-8 часов в день работы двигателя на холостом ходу; частые и дальние командировки (почти всегда с полной загрузкой); застывшая в мерзлоте бесконечная «стиральная доска», которую почему-то называют дорогой; отнюдь не фирменный сервис, отнюдь не фирменные АЗС — вот что представляет собой эксплуатация автомобилей Дром.ру в Якутии. «Аш третий» через все это с достоинством прошел, ни разу не подвел. Уже за это я должен простить ему некоторые недостатки и сказать спасибо!
В глубинке Якутии топливо выбирать не приходится. Радуешься тому, что есть
Успешное преодоление якутской зимы — для китайской марки более чем заслуга! Посовещавшись, коллектив «Арктик Драйва» ставит ему честно заслуженные 4,5 балла
В автомобиле все должно быть прекрасно: и внешний вид, и цена, и ходовые качества. Жаль, что Hover перестали выпускать в России
Материалы, не вошедшие в блог, смотрите на www.instagram.com/arcticdrive
P.S. Когда-то я так же хвалил и Renault Duster. После этого в мой адрес незамедлительно полетели обвинения, мол, качество у «Автофрамоса» не ахти, а все статьи куплены. Сейчас отзывы о Hover — что Н3, что Н5 — тоже неоднозначные. У кого-то расшатываются двери, у кого-то глючит электрика, у некоторых дизелей через пень-колоду работает ТНВД. К сожалению, российская сборка, эталонная на старте производства, через некоторое время превращается в лотерею. Вин нашего Creat Wall — Z8PFF3A5XEA067256. У кого близкие номера, можете быть спокойны: сборка и комплектующие сделаны на совесть. А остальные... надеюсь, вашу машину не собирали в понедельник...
Анонс. Это был не последний пост Владимира Попова. В следующем месяце выйдет материал, посвященный ветеранам тыла ВОВ. Зимой при поддержке Drom.ru состоялся автопробег по маршруту Чурапча — Сангар — Жиганск, посвященный памяти якутян, насильно переселенных на Крайний Север добывать рыбу для фронта.
Другие записи блога
Комментарии
И как это понимать ? Русские поголовно криворуки не смотря ни на что или Фирма нанимает непойми кого для сборки своих машин и забивает на проверку качества ?
"Я уже начал обдумывать вариант отправки Ховера по морю во Владивосток. Но шустрые магаданские парни нашли, на мой взгляд, гениальное решение: они просто подогнали лепестки пассатижами под размер гнезда катушки. Браво!"
Любой мало-мальски опытный водитель догадался бы.
Toyota RAV4, 2008 г. - на каждый день, левый
Там даже знак стоп-линия находится за перекрестком, так о каком красном сигнале светофора до перекрестка вообще можно говорить
А вы не предлагали ей взглянуть на глобус Якутии? Одна Свердловская область больше Франции.
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
Сервис,автозвук,шумка - 93-70-98
-А хорошо жить- ещё лучше!..
А по поводу отзыва - то тут про машину то что сказано? Про ТО-80? Никаких впечатлений ничего не описано что где да как!!!!
Сравнивать Ховера и Патриота, всё равно, что короллу со ржавым жигулём, оба едут но по разному.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
P.S. Кстати если в Патриоте отодвинуть переднее сидение до конца назад (замечено т.к рост у моего свояка за метр девяносто) то можно руку высовывать через заднее стекло ))
поржал
Про Ховер написано все точно и честно не дать не взять
Про Ховер написано все точно и честно не дать не взять
когда будут обновления?
2 001 657 р.
10,28 р. на 1 км
12,97 л на 100 км