Ховер на зимовке в Якутии: что русскому морозец, то китайцу?..
Бояре! Вестимо, сусеки сервера с комментариями будут ломиться от ваших прибауток про покрывшиеся инеем окошки компьютеров али запасенные семена кукурузы заморской, ибо давеча наш маньжурский холоп отправился покорять земли северные. Тамошний наш писарь Володька Попов загодя проехал более 7000 верст на колеснице сей и поведал мирянам думы свои.
Нихао!
Большинство постов в блоге Hover так или иначе сводятся к выводу, что двухлитровый двигатель слишком слаб для почти двухтонной машины. Так что, впервые садясь за руль «китайца», в этом был уверен и я. А она возьми да и сорвись с места с пробуксовкой колес. Нихао себе! А говорили, не едет! Двигатель мгновенно подбрасывает стрелку тахометра до красной зоны. Руку не успеваешь убрать с рычага коробки передач, как Hover уже просит передачу повыше. Переключаю с третьей сразу на пятую. 80, 100, 110… разгон бы продолжался еще, но спуск сменился подъемом, и я, как Золушка после 12-ти, превратился из Шумахера на Феррари в пенсионера на Оке…
С приморских сопок начинается мой путь домой — в Якутию. Впереди более трех тысяч километров самых разных дорог — отличный повод познакомиться с машиной поближе. К автомобилю долго привыкать не пришлось. «Сел и поехал» — главный постулат японской школы автомобилестроения, — китайцы усвоили хорошо. Эргономика на уровне, органы управления просты и понятны. Особенно понравились педали: не слишком легкие, что дает возможность точнее дозировать усилие при трогании или торможении. В то же время и не совсем тугие, чтобы водитель устал топтать их в городских пробках, например.
В день моего отъезда во Владивостоке необычайно похолодало, но от климат-контроля было больше шума, чем тепла. После замены салонного фильтра в кабине вновь стало уютно и тепло. Даже слишком: несмотря на выставленную минимальную температуру (+18°С, ниже уже включается кондиционер), печка продолжает плавить подошву правого ботинка.
Современный с виду музыкальный проигрыватель категорически отказался читать USB-флешки. Bluetooth не нашел с телефоном общего языка, а за пределом города перестали ловиться FM-радиостанции. Образовавшуюся тишину нарушает лишь писк сигнала о непристегнутом ремне безопасности. Но сигналы эти словно исходят от доброй бабушки: негромкие и нечастые. Вот, избаловавшись, и пренебрегаешь правилами дорожного движения. Калина 2 была в этом плане намного строже.
Кстати, акустический комфорт «Аш третьего» сначала показался мне очень достойным. Не слышно работы ни двигателя, ни подвески, только приглушенные аэродинамические шумы в районе средних стоек и шлепок шин на стыках асфальта. Но как только асфальт закончился, в передние двери и задние колесные арки отчетливо громко забарабанили крупицы песка и мелкого гравия. А на безобидной с виду ямке вдруг до пробоя сработала задняя подвеска. Кроме того, на длинных поперечных волнах она оказалась способной к раскачке.
Но главной неприятностью, «подарившей» мне несколько седых волос, стал резкий снос задней оси при движении по заснеженной гребенке на скоростях свыше 70 км/ч. Хуже всего то, что это никак не прогнозируется. Бывает, что откровенную «стиральную доску» подвеска отрабатывает четко, а из-за пары небольших кочек корму неожиданно сносит влево. К счастью, контрдвижением руля автомобиль легко ловится и возвращается на прежнюю траекторию. В форумах владельцы винят не только особенности конструкции (тягу Панара), но и слишком мягкие амортизаторы и пружины. Проблема отчасти решается установкой более жестких элементов подвески. В частности, предпочтение отдается комплекту от KYB.
Зато передняя подвеска порадовала очень корректной, почти бесшумной работой. Несмотря на кажущуюся косолапость, она обеспечивает постоянный контакт передних колес с дорожным полотном, без последствий проглатывая большинство ям и колдобин. Благодаря чуть скрученным торсионам, запас хода на сжатие просто огромен. Даже при диагональном вывешивании колес передний рычаг не достает до подушки отбойника.
В Приморье бушевал циклон, сопровождавшийся мокрым снегом и жутким гололедом. В таких условиях «дворники» оставляли обширную «мертвую зону» в районе левой стойки. После перестановки на одно деление вверх обзорность намного улучшилась
Не перестаю восхищаться современными шинами. Yokogama Geolandar показали чудеса цепкости на всех видах покрытий зимних дорог, в том числе на гололеде и рыхлом снегу
Сколько будет в попугаях?
Отсутствие бортового компьютера не помешало прикинуть в уме интервал между дозаправками топлива. При нынешнем расходе 9 л/100 км полученные 700 километров пробега выглядели как-то слишком оптимистичными. Неужели до дома можно доехать, заправившись всего четыре раза? Оказалось, что безбожно врет спидометр, прибавляя аж до 15% к реальной скорости. Виновника вычислил GPS-навигатор. Соответственно, на столько же перекручивал пробег и одометр. Из Владивостока до Якутска он отсчитал 3420 км. Примерно столько же было на одометре Калины, но тогда я ехал до Чурапчи (+150 км), с заездом в Благовещенск (+250 км).
Однако эти обвинения справедливы только с шинами заводской размерности. С чуть большими в диаметре летними «зубастиками» спидометр должен показывать более правдоподобные цифры.
Hover оказался очень фотогеничным малым. Он выгодно смотрится с любого ракурса и при любом освещении
Днем на трассе «Амур» меня, как стоячего, обогнал новенький УАЗ Патриот. Под вечер встретил его на АЗС. Кажется, водитель, увидев меня, был слегка удивлен. Вот что значит скромный расход и одна горловина бензобака. УАЗ остался разворачиваться на другой бок, а я поехал дальше
Проезжая Хабаровск, среди толпы я заметил какое-то до боли родное лицо. Так это ж мой односельчанин! Узнал его по широко расставленным большим озорным глазам, круглым щекам и тонким старомодным усам.
Привет, земеля! Эх, разминулись! Не успели даже сделать совместное селфи. А тут, как назло, разворот запрещен. Но все же я рад был увидеть его в добром здравии. Несмотря на свой солидный возраст, УАЗ-452 был по-прежнему бодр и подтянут. Наверное, только якутяне впадают в щенячий восторг, увидев в другом регионе «буханку», и радуются так, как будто встретили своего земляка, кем он, по сути, для нас и является.
На трассе возможностей двигателя оказалось достаточно, чтобы не напрягаясь передвигаться на законных 110 км/ч (по GPS)
На трассе «Лена» снова начались горы. В принципе, с моей спокойной манерой езды двухлитрового двигателя Hover вполне хватает. Но когда на 7% подъеме тебя обгоняют даже груженые фуры, причем с периодически светящимся стоп-сигналом, становится немного грустно и обидно. Кстати, дело не только в маломощном двигателе, но и в длинных, растянутых передачах.
В районе Тынды (Амурская область) резко похолодало. По ощущениям — минус 30, не меньше. Хотя интернет показывал всего -22°С. На Ховере упала температура двигателя и загорелась сигнальная лампа Airbag
Ноу-хау якутских перегонщиков: берешь бумагу, макаешь в воду и обклеиваешь решетку радиатора. Можно приклеить еще и по бокам. Замерзшая бумага — отличная защита ЛКП от сколов и царапин. С бумажной маской на «морде», Ховер перестал «температурить», а лампа подушки безопасности погасла
Первый населенный пункт, в который попадаешь после пересечения границы Якутии, — полуразрушенный и почти заброшенный поселок Нагорный. Некоторые люди, впервые приезжающие в Якутию, впадают в тихий ужас от этого постапокалиптического пейзажа
Этот пост на границе Якутии с Амурской областью я проезжаю пять-семь раз в год точно. И о расположенном перед постом знаке 3.17.3 «Контроль» я прекрасно знал. Однако совсем про него забыл, когда вдруг на середину проезжей части выбежал инспектор ГИБДД. Все мое внимание было обращено только на него и его жезл. Мы нередко ругаем (зачастую не без основания) сотрудников полиции, но старший лейтенант Гинезетдинов А.М. , подробно выслушав причину неподчинения знаку дорожного движения, выписал… предупреждение
В Нерюнгри, оказавшись между двумя БелАЗами, загадал желание. Сбудется оно или нет — узнаем в феврале
На одном из перевалов близ Нерюнгри наткнулся на длинный ряд стоящих на обочине фур. Первая мысль: «забастовка дальнобойщиков, надо остановиться». Все оказалось гораздо проще. Впереди трассу перегородил груженый автовоз, не сумевший преодолеть крутой подъем. Воспользовавшись моментом, успел поговорить с водителями нескольких фур. Почему-то сфотографироваться никто из них не захотел.
Вячеслав, Якутск: «Не знаю. Я водитель предприятия. Лично с меня пока никто денег за проезд не требовал».
Александр: «У нас в Чите вроде что-то пытались организовать, но дальше сбора подписей дело не пошло. Если заставят платить дополнительную мзду, мы тупо повысим тарифы».
Егор, Якутск: «Про забастовки водителей я слышал. Дагестанцы — молодцы! Я их полностью поддерживаю. Я считаю, хватит драть деньги с рабочего класса. За это плати, за то плати! Тарифы падают, солярка дорожает. Мы и так еле сводим концы с концами. Слава Богу, работа подвернулась, вожу трубы ВСТО. У нас в Якутии не хватает хорошего общественного лидера, которому мы поверили бы и за которым пошли».
Гонять нельзя беречь
Все автомобили редакции, приезжающие в Якутию, эксплуатируются в коммерческих целях в логистической компании. Наш главный девиз — машина должна работать, чем больше — тем лучше. Так, за сезон Renault Duster намотал около 36 000 км, а УАЗ Патриот — более 40 000. Дастеру из-за скромных размеров багажника не доставались крупные заказы в отдаленные районы, и он больше мотался по городу. Патриот объездил все близлежащие районы, но много времени и денег требовал на ремонт. Что касается Hover, то на него возлагаются большие надежды. Автомобиль даже на рубеже шестидесятой тысячи пробега воспринимается как надежный. Судя по отзывам, до крупных затрат на ремонт нам еще далеко. Тем не менее машина пока эксплуатируется в щадящем режиме. До установки защиты раздаточной коробки испытаний снежной целиной не будет. Как и тестов на холодный запуск двигателя, который, кстати, «Аш третий» уже с треском провалил. После четырехчасовой стоянки во дворе всего лишь при -26°С двигатель завести не удалось. Пришлось вызывать бригаду спасателей, которые оживили «сердце» с помощью дополнительного источника электропитания. Имей Hover аккумулятор большей емкости, возможно, такого не произошло бы. Хотя производитель честно написал в инструкции, что он не гарантирует успешный запуск двигателя при температуре ниже -25°С. Там же написано, что максимально допустимая низкая температура эксплуатации автомобиля составляет всего -30°С.
После провального теста на запуск при -26°С заведенный утром двигатель глушится только вечером, перед ночевкой в теплом боксе
Однако мы никогда не искали легких путей. Hover активно эксплуатируется и уже побывал в большинстве центральных районов Якутии. Даже съездил на Полюс Холода — Оймякон, где при –50°С пассажир чуть не отморозил себе ноги. Подробности в следующем посте.
Работы по утеплению начались… со снятия декоративных колпачков. В прошлом году на морозе патриотовские потрескались сразу. Поэтому мы их тщательно бережем и надеваем только перед фотосессией
Второе лобовое стекло нам поставили еще во Владивостоке. Посадили намертво на толстый слой герметика. В Якутии его так капитально монтируют только на дорогих внедорожниках. Зимой оно предохраняет от запотевания, летом защищает «родное» ветровое от сколов и трещин
Чтобы сохранить красоту фальшрадиатора, так же, как и на Дастере, все щели были заделаны кусками пенофола. Каждая секция быстросъемная. В зависимости от частоты срабатывания электровентилятора охлаждения (момент включения распознается по незначительному перепаду напряжения) снимается одна или несколько секций решетки. Картонка перед радиатором может перегреваться, так как она не оставляет вентилятору воздушной прослойки, необходимой для эффективного теплоотвода
Двигатель накрыт оставшимся от Патриота войлоком. Снизу мотор укутан негорючим теплоотражающим материалом, также снятым весной с УАЗа. С корпуса воздушного фильтра демонтирован патрубок, чтобы двигатель забирал воздух из теплого подкапотного пространства. Такое решение исключает вероятность образования конденсата, а значит, закупоривания дроссельной заслонки или вентиляции картера. На течь охлаждающей жидкости не обращайте внимания — племянник (по совместительству мой ассистент) проверял уровень антифриза
Монтаж плексигласовой пленки на боковые стекла
Единственный пока незапланированный расход — замена перегоревшей лампочки габаритных огней. Вентиляционные отверстия на задней стойке закупорены липкой лентой. На задних боковых окнах — пенофол. После всех теплоизоляционных работ в салоне потеплело на порядок. До этого автоматический режим климат-контроля работал слишком суетливо. А теперь он легко справляется с 30-градусными морозами на второй скорости вентилятора
Ну как?
Первыми дромокары оценивают мои друзья и родственники. Ховрюша, как его ласково назвали домашние, не разочаровал никого. Старшее поколение начало было ворчать, сетуя на неудобство входа-выхода и отсутствие подножек. Потом вроде замолчали, видать, приспособились. Вообще, когда пассажиры молчат — это хорошо. Приятные удобства они воспринимают как должное, а эргономические просчеты замечают сразу. Например, Duster ругали за тесноту, Патриоту попадало за тусклый плафон.
Если резюмировать вышесказанное, то Duster — это шустрый малый, Патриот — прожорливый вездеход, а Hover представляется мне разумным компромиссом. Минусы несущественны, преимущества очевидны. И когда кто-нибудь на парковке в очередной раз задает традиционный вопрос: «Ну как?», я без тени сомнения показываю большой палец и отвечаю: «Ездить можно!».
Владимир Попов — arcticdrive
Другие записи блога
Комментарии
для грузовиков и мото - http://cto.ru/
С наступающим Новым годом!
P.S.
Дромовцы судя по всему уже празднуют - сайт немного подглючивает )
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
Пришлось отогревать в теплом боксе. В -26 заводится и без Вебасты, только свечи накаливания два раза нужно прокалить, дизель на автомате. Кстати Вебаста перестала работать из за некачественного топлива.Прописала ошибку, которую сняли в СТО "Автонаворот" за 1000 руб
разрешенная - 90. Ехать 110 - это нарушение, которое не карается штрафом, но от этого не перестает быть нарушением.
Пока жил в Якутске, с 90-х годов про такое забыли. Это когда на японцев пересели. И даже на дальняк без вторых стёкол!
Грузовод: rfr2000
Микроб: nfr2000
http://forums.drom.ru/albums/21695/
PS: записываю, никогда не брать машину с забайкалья :)
Удачи на морозе.
Toyota Vitz 2001
А вот такую информацию на своём сайте даёт официальный дилер:
Обладает отличной динамикой для внедорожников. До 100км/ч разгоняется за 11.5 секунд. Низкий расход топлива. Надежно работает при низких температурах (достаточно много ховеров эксплуатируется в Якутии). Один из лучших автомобилей для езды по гравийной дороге.
Двигатель производства китай (Great Wall) по лицензии Mitsubishi
Кому верить?
Удачи на морозе.
Удачи на морозе.
вы наверное туда мечтаете переехать жить..
у вас есть большой шанс, там как раз нехватка работяг...
только вот странно, чего китайцы то сюда прутся...
и не куда то на юга . а в тьму таракань..
а откуда вы знаете , сколько дерут с обычного китайса денег за киловат?
сами там жили или кто сказал?
Залез в палатку зажёг свечку или что то подобное... и всё.. кайфы
T.Land Cruiser TRJ120 ,2004 г.в.
T.Vitz NCP95, 2009 г.в.
в чем причина?для информации
так что второе стекло надо клеить герметично, и откачивать между ними воздух :)
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
уделите пару абзацов этому вопросу в следующем посте ховера.
Лейкопластырем его потом обклеивали только
уделите пару абзацов этому вопросу в следующем посте ховера.
Помню на Магирусах спец приспособа была для прогрева. Фаус патроном её звали. куда в менее слабые морозу и с ней не могли завести...
Skoda Octavia 1Z CDAB DSG Окташа
Skoda Rapid NH CZCA DSG Рапидос
в чем причина?для информации
пленка добавляет тепла в салон, через стекла уходит до 70% тепла, так что существенно теплеет в салоне если машина "по кругу" обклеена дополнительными стеклами, даже за счет перераспределения тепловых потоков в салоне теплеет.
на счет вебасты и гидроников, не особо прижились, причин много: во первых не одним мотором машина ездит, остальное все тоже мерзнет, трансмиссия, подвеска, их тоже научились предварительно греть, но все это дорого и сложно.
далее бывает в морозы не заводится вебаста, пару раз за зиму "не завестись" и всю охоту отобьет пользоваться вебастой, потом нужны гелевые аккумы, тоже дорогие, короче гимора много да и бензин тоже кушает. но, тем не менее, некоторые оригиналы ездят с вебастой.
в последнее время распространение получили утепленные чехлы + автозапуск, или электрический котел, в условиях города, в режиме "из гаража утром, днем длительные простои, вечером в гараж" очень даже помогают и стоят в разы дешевле всего этого хозяйства с вебастой, по ходу дела, как бонус, чехлы решают вопрос и трансмиссии/подвески.
P.S.
Дромовцы судя по всему уже празднуют - сайт немного подглючивает )
2 001 657 р.
10,28 р. на 1 км
12,97 л на 100 км